Сегодня мы разберёмся чем отличаются LLDPE, HDPE и XHPE полимеры, в чём принципиальная разница этих пластиков, что важно знать про 2-х слойные и 3-х слойные каяки, а также развенчаем некоторые мифы, поехали.
Первое что нам нужно, это разобраться что такое полиэтилен? Полиэтилен — термопластичный полимер этилена, относится к классу полиолефинов. Химически стоек, нетоксичен, диэлектрик, термостоек и обладает плохой теплопроводностью, не чувствителен к удару (амортизатор), является органическим соединением, получаемым из нефтепродуктов. Обозначение полимеров как LLDPE и HDPE является международным, на российском рынке эти полимеры более известны под названиями линейный полиэтилен высокого давления и полиэтилен низкого давления, XHPE – сшитый вспененный полиэтилен. Отмечу, что полимеры чувствительны к ультрафиолетовому излучению и разрушаются под его воздействием. Большинство производителей каяков знают об этом, самые ответственные добавляют в полимеры специальные присадки для защиты от ультрафиолетового излучения. Так они полностью блокируют негативное воздействие УФ лучей на пластик и срок службы байдарки увеличивается до нескольких десятков лет.
Так в чём же их отличие для потребителя и почему отличается стоимость каяков при применении этих полимеров? Со стоимостью всё предельно просто, в силу распространённости LLDPE имеет самую низкую стоимость. HDPE и XHPE более сложные в производстве, поэтому их цена на рынке выше, как следствие выше стоимость лодок из которых они изготовлены. А вот свойства эти полимеры имеют разные. LLDPE имеет чуть более вязкий молекулярный состав чем HDPE, поэтому считается чуть более мягким и тягучим, HDPE и XHPE наоборот более жёсткими и как следствие более лёгкими. В нашем случае мягкость условная, отличить «на вид» качественный LLDPE от любого другого полимера очень сложно.
А вот применение низкокачественного LLDPE чревато деформацией корпуса. Если производитель решил сэкономить и закупил самый дешёвый из имеющихся на рынке LLDPE пластиков, покупатель получит лодку, которая с большой долей вероятности деформируется при нагреве от солнечных лучей в жаркий летний день. К сожалению, такие случаи не редкость. Обязательно поинтересуйтесь у продавца из какого полиэтилена был произведён каяк. Если продавец не знает или заявляет, что полимер, например, корейского производства, лучше воздержаться от покупки. Само по себе производство определённой страны ещё не говорит о качестве, а указание Кореи просто маркетинговый ход. Каяк стоит не сто рублей, поэтому лучше выяснить заранее кто является производителем, из полимера какой марки он был произведён и на каком заводе. Поищите информацию о заводе, что он производит. Бывает так, что завод занимается производством всего подряд, начиная от товаров для животных и других дешёвых пластиковых изделий и заканчивая лодками, какого качества на выходе будет такая лодка вопрос риторический. Если продавец не готов дать гарантию хотя бы в пару лет, лучше воздержаться от покупки, это касается любого полимера.
В целом, выбор можно свести к следующей градации, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, но хотите сэкономить, то смело покупайте каяк из LLDPE. Если же лодка нужна для соревнований, или вы хотите получить максимально лёгкий каяк, то будьте готовы доплатить за HDPE или за XHPE версию.
Резюмируя, не важно из какого полимера LLDPE, HDPE или XHPE вы приобретаете каяк, важно качество самого полимера и то, кто производитель каяка. Дешёвая ноунейм байдарка не сможет сравниться с брендовой, изготовленной на профильном заводе. Лучше переплатить 10-20 тыс. рублей и купить качественную байдарку, которая прослужит всю жизнь.
Что безопаснее, полиэтиленовый каяк или каркасно-надувная (каркасная) байдарка? – Однозначно полиэтиленовый каяк. Особенно если он имеет гермоотсеки или ёмкости непотопляемости. Во время плавания есть шанс что надувная байдарка начнёт спускать. Каркасная байдарка может не выдержать большую волну и лопнуть прямо под гребцом, я уже не говорю про случаи, когда каркасные байдарки попадали под дерево, зажимали ноги гребцов и утаскивали их под воду.
Статья подготовлена каякером Семёном Воробьёвым совместно со специалистом по композитным материалам Александром Тереховым.