Как выбрать гребное плавсредство: лодку, байдарку, каяк, для туризма и рыбалки
В этой статье разберём как выбрать каяк, как длинна, ширина и конструкция корпуса влияют на характеристики гребных лодок. Сравнивать будем на примере каяков, но всё описанное в этой статье также будет актуально и для байдарок, и для любых других гребных плавсредств. Опытные гребцы вряд-ли откроют для себя Америку, а вот новичкам порой очень сложно с ходу разобраться в обилии моделей и понять какая лодка лучше всего подойдёт под их требования.
Для начала я скажу, что выбор гребного судна — это всегда компромисс. Компромисс между скоростью и устойчивостью (узкая лодка быстрее широкой, но менее устойчива), между прочностью и лёгкостью (пластиковый каяк прочнее и надёжнее каркасной байдарки, но весит больше) и наконец между удобством транспортировки (пластиковые каяки сложнее перевозить, но они на голову превосходят по своим характеристикам каркасные и тем более надувные байдарки). Сплавившись на пластиковом каяке, вы поймёте разницу. Один каякер сказал: «Пластиковый каяк – это венец эволюции водного туризма», и я с ним полностью согласен.
Разбираться в характеристиках начнём с длины лодки. Этот параметр влияет на устойчивость каяка на курсе во время гребли. Т.е. чем длиннее судно, тем лучше оно будет придерживаться заданного курса во время движения. Если вам нужна лодка для туризма чтобы преодолевать большие расстояния по воде (более 20 км), то лучше выбрать каяк длиной от 4.5 метров, 5 - 5.3 метра вообще идеально. Такой каяк будет хорошо держать курс и сохранять скорость, а во время движения вам не придётся часто подгребать веслом с одной из сторон чтобы восстановить линию, лодка не будет рыскать от каждого нового гребка. Для того чтобы повысить устойчивость на курсе, некоторые производители делают на своих каяках специальные направляющие на днище каяка, такие направляющие называют «реданы», не путать с килем, о нём мы поговорим чуть позже. Реданы скользят по потоку воды во время движения и помогают удерживать курс. Чаще всего их можно встретить на пластиковых каяках, реже на стеклопластиковых или карбоновых каяках и почти никогда на надувных или каркасных байдарках. На байдарках они могут быть выполнены в виде приклеенной к шкуре байдарки ленты, эффективность весьма сомнительна в силу слишком малого влияния на поток воды тонкой ленты, а вот на пластиковых каяках реданы отрабатывают очень хорошо. Чтобы хоть как-то повысить устойчивость на курсе, иногда на дно байдарки приклеивают плавник, это гораздо эффективнее чем лента, но появляется сложность в установке (плавник должен быть приклеен идеально ровно чтобы не уводить байдарку с курса) и в использовании, такой плавник очень легко сломать о дно или камень, нужно быть предельно осторожным и помнить об этом во время чалки.
Перейдём к устойчивости (остойчивости) каяка. Этот параметр влияет на то, насколько сложно перевернуться сидя в лодке. Чем шире лодка, и чем более плоское её дно, тем она будет устойчивее, но у этой медали две стороны, широкие лодки медленнее чем узкие. Выбор ширины зависит от того, для чего вам потребуется каяк, оптимальная ширина одноместного морского каяка 55 – 60 см, двухместного морского 65 – 70 см. Двухместного каяка с открытой декой или классического туристического 83 – 90 см, одноместного 70 – 80 см. Ширина каяков для рыбалки колеблется от 70 до 90 см, в зависимости от того, что хочет получить владелец, больше скорости или устойчивости.
Морские, SIT IN (туринговые, туристические, экспедиционные) – это лодки длиной от 4 до 6 метров. Длина большинства одноместных морских каяков 5 – 5.2 метра, двухместных 5.2 – 6 метров. Эти каяки созданы для передвижения на большие расстояния до 50-130 км в сутки по рекам с течением и до 40-100 км по озёрам и морям. Крейсерская скорость морских каяков в зависимости от модели колеблется от 7 до 9 км/ч. Опытные каякеры способны развивать и поддерживать скорость в 10-11 км/ч в течение многих часов. Как правило каяки оборудуются герметичными отсеками, сетчатой обвязкой на корпусе, а также рулём или скегом, к ним мы вернёмся позже. Отличительная особенность этого класса, это посадка каякера внутри лодки, называемая SIT IN (дословно «сидеть в»). Пространство, в котором сидит каякер называется кокпитом и может использоваться с юбкой (англ. spray deck, spray skirt), юбка призвана защитить от брызг, летящих от весла в процессе гребли, воды падающей с неба во время дождя и низких температур во время зимнего каякинга. В дополнение юбка позволяет выполнить эскимосский переворот, не набрав воды в лодку. Таким образом морские каяки с закрытой декой предоставляют куда больше комфорта, чем их собратья без возможности использовать юбку. А такие есть даже в классе SIT IN и, по сути, они представляют из себя пластиковый вариант байдарки (прим. каяк Cannonball). Несмотря на то, что каякер сидит внутри, использовать юбку будет затруднительно. Чаще всего такие туристические каяки используют на реках, их преимущество в огромном пространстве внутри. При желании в каяк между гребцами можно посадить ребёнка, собаку или даже положить складной стул или стол. Лодки используют прокаты, организаторы сплавов и семьи с детьми. Чтобы перевернуть такую лодку нужно очень сильно постараться, это настоящий крейсер.
Использовать морские каяки для рыбалки можно, но будет не так комфортно, как в специально предназначенном для этого рыболовном. Во-первых, остойчивость морских меньше, чем рыболовных, а во-вторых, возможность установки крепления под спиннинг большая редкость в подобном классе. Например, установить крепление под спиннинг можно через направляющую на корпусе каяка Odyssey или Horizon. К рыболовным мы ещё вернёмся, а сейчас разберём класс туристических с открытой декой (корпусом).
Туристические, SIT ON TOP (дословно «сидеть на») (речные, пляжные, рекреационные) – это тоже туристические лодки, но главное их отличие в том, что каякер сидит поверх лодки, а сама лодка полая внутри, это позволяет ей оставаться на плаву в любой ситуации. Даже если каяк перевернётся, то лодка не зачерпнёт воды, а забраться в неё будет значительно проще чем в морской или туристический SIT IN каяк. Такие каяки не славятся скоростными характеристиками, зато устойчивость на воде позволяет даже встать в полный рост. Именно из-за устойчивости эти лодки часто можно встретить в прокатах на морских побережьях, сплавляться на такой лодке сможет любой новичок. Очень часто можно встретить двухместные и трёхместные SIT ON TOP каяки, иногда адаптированные под возможность ловить на них рыбу (Nereus 2 и Nereus 3).
Рыболовные каяки – это отдельный класс лодок. Как ясно из названия предназначены они для рыбалки, а также охоты на водоплавающую дичь. Такие лодки чаще всего выполнены с посадкой SIT ON TOP, но бывают и исключения (одноместный каяк Strider, двухместный каяк Cannonball), правда без возможности использования юбки. Как я уже отмечал, рыболовные модели отличаются повышенной устойчивостью чтобы рыбак мог полностью сконцентрироваться на рыбалке. Если сравнивать пластиковые каяки с надувными байдарками, то многие владельцы каяков отмечают в плюсах возможность продираться через заросли, надёжность и сравнительно большую скорость, к минусам относят вес и перевозку, так как каяк необходимо грузить на крышу авто. Как подкласс среди рыболовных можно выделить каяки с педалями или транцем (с возможностью подвесить мотор, например каяк Rider). Педали нужны чтобы освободить руки, полностью весло они не заменят, но помогут подгребать в нужном направлении во время рыбалки. В большинстве моделей педали можно снять и установить на их место электромотор.
Бурноводные каяки (white water kayak) – это каяки для сплавов по порожистым рекам, прыжков с водопадов и прочих прелестей «белой» воды. В силу разнообразия моделей этот класс достоин отдельной статьи. Я лишь коротко упомяну что такие лодки используют спортсмены для фристайла (или родео, выполнение акробатических упражнений на бурном потоке воды), крикинга (сплав по бурной каменистой речке), слалома (прохождение «трассы» обозначенной вешками), водного поло с мячом на каяке (кануполо, вода не бурная, но в отдельный класс я их относить не буду:))), а так же сноукаякинг (snow kayaking или snow boating, катание на бурноводном каяке с заснеженной горки) и т.д.
Помимо всего перечисленного существуют каяки для детей и подростков, чтобы растить будущих победителей. Каяки для сёрфинга по морским волнам, как правило их покупают уже опытные и искушённые райдеры. Спортивные байдарки (каяки) для гребли и соревнований на гладкой воде, из карбона, стеклопластика или композита. Особенность спортивных каяков для гребли в их длине и ширине. Помните я говорил, что длинный и узкий каяк будет быстрее короткого и широкого?
Каркасно-надувные байдарки представляют из себя каркасную байдарку, дополненную надувными ёмкостями. В сравнении с каркасными байдарками этот класс более безопасен т.к. в случае переворота лодка не утонет, в случае столкновения с деревом будет сопротивляться затягиванию под дерево, а в случае повреждения шкуры баллоны помогут остаться на плаву. К минусам можно отнести меньшее свободное пространство для багажа, накаченные баллоны съедают часть внутреннего пространства байдарки, и как правило, каркасно-надувные лодки медленнее каркасных, хоть и не всегда, нужно сравнивать конкретные модели.
Пакрафты. Лёгкие надувные лодки, предназначенные для сплавов по небольшим рекам на короткие расстояния и пересечений рек на маршрутах. Некоторые модели пакрафтов весят всего несколько килограмм и помещаются в небольшой рюкзак. Особенно удобно использовать пакрафты в пешеводных или веловодных походах, когда маршрут строится через реки, которые невозможно преодолеть вброд, а переправа слишком далеко. Думаю, вы уже догадались что пакрафты не отличаются большой скоростью. Также к минусам можно отнести высокую парусность, риск пропороть шкуру пакрафта налетев на корягу, невозможность двигаться против течения реки, но в некоторых труднодоступных локациях пакрафты незаменимы.
Выше я упоминал про руль и скег, настало время разобрать подробнее что это такое, для чего нужно и что лучше использовать. Руль призван помогать каякеру держать курс и поворачивать в нужном направлении, особенно это актуально в ветренную погоду, когда лодку смещает в какую-либо сторону. Лопасть руля управляется с помощью педалей у ног гребца. Чаще всего педали имеют двойное назначение, при надавливании на верхнюю часть они изменяют наклон лопасти руля, а если давить на нижнюю часть, то можно использовать педали как упоры для ног, в этом случае влиять на руль они не будут. Обычно руль можно сложить или откинуть, используя специальный механизм прямо на воде, сидя в кокпите. Это удобно, так как откинутый руль (как и скег) создаёт сопротивление в воде и уменьшает скорость движения лодки примерно на 20%. Отличие руля от скега в том, что руль располагается на самом краю кормовой части, а скег под дном каяка, скег, как и руль, тоже бывает складным, убирается в корпус каяка. Однако скег нельзя использовать как руль, меняя угол поворота лопасти, ещё один минус в том, что скег съедает часть свободного пространства у кормового герметичного отсека. Но за счёт расположения непосредственно под дном каяка, скег позволяет лучше держать траекторию движения, когда лодка преодолевает огромные морские волны, скег постоянно находится в контакте с водой, руль находясь на краю кормы может иногда не доставать до воды. Поэтому если вам нужна лодка для сёрфинга, то лучше выбрать скег, во всех остальных случаях будет предпочтительнее руль.